Какие предложения по обучению сценарному мастерству следует считать спорными

Малая продолжительность обучения. Спринт-курсы, семинары, мастер-классы малоэффективны. Любое обучение — длительный, поступательный, не терпящий перерывов индивидуальный процесс. Его нельзя набрать из модулей, которые предлагает рынок. Два три месяца — сериал. Два-три месяца — полный метр. Попытка решения локальной задачи в короткий срок приводит к формальному ее выполнению, не способствует росту ученика, переключает его интересы с поступательного развития на весьма условный результат. Подобные курсы выгодны лишь устроителям. К сожалению, сейчас это весьма ущербная и неприглядная основа сценарного образования как бизнеса. Вам предлагают продукт, качество которого вы не можете оценить. Если вы хотите быть сценаристом, то для начала надо понять кто это такой.

Форматное обучение. Когда обучают, например, только написанию сериала или предлагают пройти обучение с возможным трудоустройством на студию, где существуют форматные ограничения. Подобное обучение может стать серьезной преградой на пути дальнейшего роста автора.

Если берут всех. Оплатил — и уже студент. Шанс можно дать даже тем, кто не написал ни строчки. Но тогда, хотя бы, нужно видеть в человеке огромное желание работать, разобраться, как он реагирует на критику, объяснить ему грядущие трудности и хотя бы приблизительно выяснить его готовность им противостоять.

Если можно поступить с нулевой подготовкой на любой уровень. Обучение может состоять из этапов. Каждый должен начинать с этапа, соответствующего своей подготовке. Но потом обучение должно быть постоянным и поступательным, зависеть от возможностей ученика.

Если преподаватель общается с учеником лишь письменно или не больше часа в неделю по скайпу и не готов уделить для консультирования столько времени, сколько необходимо. Время личного общения (скайп, очные встречи) должно зависеть от потребности ученика. Оно может быть минимальным, а может доходить до трех-пяти часов в неделю.

В группе не ведется коллективных обсуждений. Даже если речь идет об он-лайн преподавании, необходимо раз в неделю устраивать коллективные обсуждения для выработки внутреннего диалога.  Коллективный разбор, с практической точки зрения, один из самых действенных и живых инструментов. Это не умение говорить, а умение оперативно мыслить, на практике отрабатывать теоретические знания, задавать и себе правильные вопросы во время написания собственной работы.

Когда излишний упор делается на теорию. Книги по теории пишут многие. Как правило, это мало интересные компиляции. Да и теория драматургии – это всего лишь необязательное «введение в специальность». В любом техническом ВУЗе подобный предмет более уместен.

Насколько преподаватель хороший практик, насколько интересно при обучении он сочетает практику и теорию, можно понять лишь косвенно:

1.количество учеников в группе (16 — это предел). В противном случае  просто не хватит времени на серьезную работу с каждым. Когда теория следует за практикой, требуется время, на обучение практическим навыкам. Их нельзя привить, просто рассказав об инструментарии и дав упражнение. И даже коучинг (а для полноценного образования – это всего лишь один из инструментов) не дает результатов. Ученик должен получать те инструменты, которые ему необходимы в данный момент при работе над конкретным произведением, нарабатывать навыки обсуждения в группе. Преподавателю необходимо время, чтобы показать и доказать их действенность, помочь ученику в их использовании. Если вы выбрали себе преподавателя, обязательно ознакомьтесь с его занятостью. Если у него слишком много дел, если он ведет сразу несколько групп, обучает, включая все программы, больше 16-ти человек, то вероятность вашего качественного обучения весьма мала.

2. оптимизм преподавателя. Тяготеющий к шоу лишенный рефлексий преподаватель-зазывала, преподаватель-продавец, который часто говорит о будущих заработках, хвалит сам себя, вызывая удивление коллег. Преподавание сценарного мастерства вещь весьма пессимистичная. Профессия эта полна комплексов и теребит больную совесть. Не ко всем можно найти подход. Не каждый имеет способности и настоящее желание работать. Даже после собеседования и анализа работ можно ошибиться. Нет никаких гарантий.

3. преподаватель дает обещания, которые не может выполнить.
Анекдотичный пример. Для рекламы своих платных трехмесячных курсов по написанию полного метра, преподаватель объявил бесплатную неделю обучения для написания сценария. Он обещал ежедневное задание, сценарий в итоге и, что важно, обратную связь, всем по каждому заданию. Судя по количеству репостов, на занятия записались более 1500. Если по каждому заданию на обратную связь с учеником педагог затратит 5 минут, то ему понадобится более 125 часов в день непрерывной работы. Смех — смехом, но в результате таких акций и такого обучения, веру в себя теряют те, кто мог бы действительно стать сценаристом.

4. форматы в которых автор работал. Если автор приглашает на курсы по написанию полного метра за несколько месяцев, а сам не написал ни одного за всю жизнь, то есть повод задуматься. Если автор работал в полнометражном кино, и вдруг предлагает обучение сериальному мастерству, то у  будущих учеников должны появиться вопросы. Профессия сериального драматурга и полнометражного отличаются друг от друга и подходами и способом мышления. Те, кто три года проработал на сериалах, переходят на полнометражные сценарии, как правило, очень трудно. Меняется не только мышление, но и письмо. Не у всех получается сочетать умения сериального автора и автора полного метра. Приходится придумывать лекарство «лечения» подобных состояний.

5. тексты преподавателя. Насколько преподаватель справляется со своей работой, насколько удачно сочетает теорию и практику, говорят его тексты. Грамоты и призы не играют роли. Желательно прочитать последние работы преподавателя и сравнить их с первыми, чтобы понять динамику изменений. Тексты автора, их стилистическое разнообразие и подходы говорят о том, насколько он сможет почувствовать ваш текст и предложить важные именно для вас пути развития. Это только кажется, что американская запись – стандартизированное письмо. Она несет в себе личность автора ничуть не меньше, чем запись литературная.

Попав к подобному «мастеру» вы с большей вероятностью потеряете не только время и деньги, но и путь, о котором мечтали. Переучиваться гораздо сложнее! Экспресс курсы плодят «сценаристов» с великой скоростью. Многие анонсируют обучение студентов исключительно ремеслу. Где эти ремесленники? В потоке новообученных даже среднего сценариста найти трудно.