Несколько советов тем, кто хочет стать сценаристом

ВГИК, Высшие сценарные курсы, киношколы, мастерские, лаборатории, программы, семинары, мастер-классы… казалось бы для выбора обучения по специальности «Драматургия» сегодня простор и раздолье. Однако, курсов все больше и сценаристов великое множество, но сценарное мастерство не развивается, средний уровень его унизительно мал. Все больше разочарованных потерянных «драматургов», тех, кто, порой, заплатил за свое обучение немалые деньги
Эта заметка для тех, кто решил заняться драматургией, но не знает, куда пойти учиться. Среднего уровня в профессии достигают далеко не все. Во ВГИКе уже давно (по прикидочным оценкам круглого стола, который проходил осенью 2011 года) из мастерской (10-12 человек) примерно двое остаются в кино (и это при конкурсе в несколько десятков человек на место). Представляете, насколько высока средняя стоимость подготовленного кинодраматурга? Последние десятилетия, благодаря востребованности низкокачественного сериального труда, в профессии могут остаться еще 3-4 человека. Остальным приходится заниматься чем-то другим. Но это ВГИК, где, при достаточно архаичной методике, очное обучение длится 5 лет. Приходится часто наблюдать, как талантливые люди, которым казалось бы рассказали все, что нужно, показали, как надо работать, не находят себя ни во время обучения, ни после.
Со страшилкой закончил. Теперь о главном, к кому поступать и зачем.
Зачем?
На это  вопрос абитуриент, а потом студент, а потом драматург пытается ответить себе все время и часто по-разному. На начальном этапе он наиболее расплывчат. Следует определиться, о чем и как вы хотите писать. Жанровое кино, сериалы, артхаус, пьесы, прозу. На самом деле большинство поступающих смутно представляют, чего хотят. Как правило, человек желает как-то выразить себя, а как это сделать, не знает. Тем не менее, только ответив на этот вопрос, следует искать, тех, кто сможет продвинуть вас в его решении. Например. Если вы хотите попробовать себя в написании сценариев для полных метров, не следует идти учиться в мастерскую, где уделяется время сериальному мастерству. По сути, сериальный драматург и драматург полнометражных картин – это разные профессии с отличающимися друг от друга подходами и мышлением. Выработав в себе подходы сериальщика, вам, возможно, будет сложно переходить на полнометражное кино и по записи и по мышлению.
К кому?
Именно «к кому», а не «куда». Процесс обучения драматургии несколько отличается от обучения в любом техническом профильном вузе. Творческое обучение предполагает наличие Мастерской и Мастера
Мастер, к которому попадает ученик, уже на первом этапе  обучения должен попытаться проявить его способности и направить в нужном направлении. Очень важно — не повести, а направить. Второй маленький мастер никому не нужен. Мастер в период обучения часто выступает как ведомый, лишь корректируя желания и возможности ученика, все время действует в атмосфере неопределенности, какие бы методики не использовал.
На что следует обращать внимание при выборе Мастера?
Сейчас вокруг весьма много мастерских, во главе которых стоят драматурги с именем. Но, к сожалению, это весьма  слабая гарантия, что вы получите желаемое. Часто такой мастер, в силу своей занятости или малой преподавательской ставки, очень редко появляется в мастерской, перекладывая свой труд на плечи второго мастера. Прежде чем подавать документы в ту или иную мастерскую, следует выяснить, насколько данный мастер хорош, как преподаватель. Придется постараться и встретиться с успешными и не успешными учениками, которые уже закончили данную мастерскую. Вас должно, прежде всего интересовать:
1. Как в мастерской проходит обсуждение работ и ведется ли оно вообще?
2. Подавляет ли мастер инакомыслие?
3. Настаивает ли на изменении работ под свое вИдение?
(Необходимо учесть, что даже те ученики, у которых ничего не вышло, как правило, любят своего Мастера и равняются на него. Иными словами – они пристрастны.)
Если со вторым и третьим вопросом все ясно (в мастерской важна свобода, и даже если ученик делает ошибки – это его ошибки, возможно, они ему необходимы для роста), то с первым вопросом сложнее. Он касается основного принципа существования и развития мастерской – методики обсуждения.
Группа.
Идеальная для обучения группа насчитывает не более 16-ти человек. Если группа больше то Мастер не сможет отследить динамику изменения каждого ученика, оперативно выработать методы, которые следует использовать в его развитии.
Методики и время обучения.
Сразу необходимо заметить, что мастер-классы даже таких теоретиков как Макки не являются обучающими программами. Это скорее мотивационное шоу с набором некоторых правил, которые доступны каждому, кто способен зайти в интернет или книжный магазин. Это введение в специальность, которое может быть важным на самом первом или на определенных этапах карьеры. Выбрали специальность – взяли книгу – прочитали. В самом обучении драматургии правила занимают важное, но далеко не определяющее место. Подобные мастер-классы и короткие обучающие курсы, в силу своей бизнес-привлекательности, размножаются как кролики, и заполняют все образовательное пространство. Помимо некой методики они могут предлагать курсы психологии, теории драматургии, коучинг и много чего выгодного для устроителей с точки зрения маркетинга, но не дающего бОльших возможностей в развитии вас как автора. В таких условиях труднее всего реализоваться тем, кто хочет работать в большом кино и надеется стать самостоятельным художником. Для сериального мастерства иногда достаточно меньшего времени и качества обучения с поправкой, что выпускник готов работать на сериалах низкого качества.
Время обучения зависит даже не от методики и нагрузки, а от ученика и его возможностей. Не следует доверять быстрым курсам с посылом «Сценарий за два-три месяца». На сайте курсов должны быть не общие слова, а методические основы курса. Настораживающим сообщением может служить фраза о том, что в курсах используется ВГИКовская методика. Представьте себе даже двухгодичный курс, где использована пятилетняя методика ВГИКа. Второй настораживающий момент – упоминание в методике «быстрых» курсов немого и звукового этюдов. Сейчас многие Мастера даже во ВГИКе отказываются от немого этюда, как базовой работы первого семестра. Попытка давать ученику столь узкое профессиональное задание (а немой этюд — это сценарий для немого кино) на первом этапе обучения мало эффективна, и мешает ученику определиться с поиском себя. На последующих этапах обучения ученик самостоятельно вырабатывает навык письма без диалога в тех случаях, когда это ему необходимо для решения конкретных задач.
Экранизация – бесспорно интересный момент для обучения. Они перекочевала на курсы так же из ВГИКа. Но на более короткий курс, она, как правило, ложится тяжким грузом. Нарабатывая опыт по визуализации чужого литературного материала, вы можете не успеть стать самим собой.
Сериалы. С ним сложнее всего. Даже у потенциально сильных драматургов после трех лет работы на наших сериалах меняется письмо и визуальное мышление. Многим (не всем разумеется) труднее возвращаться к полнометражным работам после сериальной.   Если начать писать сериалы на первых этапах обучения, то вы рискуете потерять часть возможностей работы со словом, пространством. Немой этюд, экранизация, сериал могут использоваться лишь в редких случаях, для корректировки возможностей конкретного ученика.
Американская запись. Сейчас она наиболее востребована и важна. Но существует еще и литературная российская запись, которая не менее интересна. И если не так технологична, то иногда более наглядна. Очень важно, чтобы на первых этапах обучения вас не неволили и не заставляли писать только американкой. На первом этапе очень важно свободно работать со словом.  Ни вы, ни Мастер не знаете, что из вас в итоге получится. Может быть вы прозаик. Нельзя сбрасывать со счетов любую возможность продвижения учащегося, тем более в таком деле, где «полезный выход» два из двенадцати.
Получается, что Мастер должен учить не только мастерству. Направляя ученика, он должен предоставить ему возможность самореализации в даже далекой от драматургии области. Двое из группы – они найдут себе дорогу, если к ним будут относиться внимательно и, хотя бы, не будут мешать, а остальные тоже хотят быть счастливыми в творчестве и делать то, что принесет им радость и удовлетворение. Помочь им в этом – одна из важных задач Мастера. Конечно, помочь можно далеко не всем. Но попытаться следует.