Жанр и артхаус

Некоторые педагоги сценарных мастерских или школ склонны разделять в обучении жанровое и артхаусное, приписывать первому элементы профессии, а второму – свободный и неявный заплыв художника в темных водах неопределенности. Подобная распространенная ошибка свидетельствуют об искаженном понимании сути образовательного процесса. «Мы научим вас профессии, а остальное вы доберете сами» — всего лишь отговорка, поскольку преподаватели, воспитанные на поточных методиках, просто не представляют – какие попытки следует предпринять, чтобы у ученика был шанс стать не просто профессионалом, но и художником с собственным авторским взглядом. Они объясняют это противоречием в подготовке профессионала и художника. Но выдуманное противоречие — это всего лишь желание облегчить себе задачу или неумение определить общие подходы и необходимые инструменты в преподавании.
Любой художник, как и просто ремесленник в процессе обучения должен получить высокую профессиональную подготовку, но при этом он может постараться обрести свой взгляд на мир. И очень важно, чтобы его собеседником в этот момент был человек, который пытается чувствовать чужой текст, даже если он ему не близок. Человек, которые не будет давить своим пониманием мира.
Самое сложное для ученика — найти своего мастера. И у мастера на этом пути рефлексий гораздо больше, чем нужно.
Подавляющее большинство учеников не сразу понимают, к чему действительно лежит их душа, какие истории они хотят рассказывать. Во время выработки профессиональных навыков (практически любой текст состоит из жанровой мозаики) очень важно ловить и объяснять ученику художественно значимые для него темы, детали, образы, которые несут его тексты. Прививать навык работы с образными системами, искать генетику произведения. Или не объяснять, если он делает это спонтанно и мастерство его растет само по себе. Такие ученики — большая редкость.
Если не учитывать тесную связь жанра и арт-хауса, то можно легко упустить чье-то важное предназначение.