О работе Люсьена Леви-Брюля и способе мышления первобытного человека мне прочитал лекцию мой товарищ Миша еще в начале девяностых. Миша окончил МГУ, был удивительно начитан, отлично фотографировал и постоянно находился в сильнейшей ипохондрии. Удивление от лекции было важнее чем знание, которое и сейчас во мне не очень велико.
Эффект первобытного мышления пытался использовать дважды. В сценарии «Густав», где штампы, стереотипы (самогон, медведь на улице, доносительство…) должны были превратиться в архетипы. Но снятый по этому сценарию фильм «Край» таких смыслов, как и многих других, к сожалению избежал. Второй раз — «Собачий лес», где первобытное мышление было перенесено на сознание главного героя — мальчика, прошедшего путь от прелогического мышления до сознания христианского бога. Пишу об этом, потому что для меня и для учеников очень важны основы понимания создания собственного авторского взгляда, механизма, который позволяет из разрозненных научных знаний, философских высказываний, парадоксов, выстроить свой взгляд на собственное произведение. Об инструментах способных помочь осуществить выход из круга привычных представлений о тексте, который создаешь.
Что же лежит в основе авторского взгляда? Что выводит тебя за границы круга? Да все что угодно. Запахи из детства. Солнечные зайчики на стене. Фразы пассажиров электрички. Перечислять можно бесконечно. И это не поможет. Но самое главное, наверное, прелогическое мышление, основанное на удивлении, которое ты испытываешь вдруг и надолго. От прочитанной лекции, строк чужого дневника, популярной статьи по теоретической физике. Копить удивление порой от очень простых вещей, размещать его в пространстве вокруг, наблюдать как оно, накладываясь на совершенно иные процессы, на твой текст, как рождает иную оптику и новые мысли.