СЕЙЧАС ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ЧАСТНЫХ МАСТЕРСКИХ И КИНОШКОЛ. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КОНКУРЕНЦИИ?

Мы привыкли к конкуренции и тем ложным ценностям, которые она порождает. До тех пор пока вы живете внутри идеи конкурентности, вы заняты борьбой с другими, а не с собой. Это отнимает время и силы. Верните их себе, занимайтесь собой, радуйтесь успехам других. Тратить время на конкуренцию не имеет смысла. Она не может предложить ни одной интересной цели.

Важно понимать, что ни в преподавании, ни в сценарном творчестве конкуренции нет.

Нормальная мастерская конкурирует лишь сама с собой. И перед мастером может возникнуть лишь одна задача — поиск соратников. Творчество подразумевает поиск тех, кто близок тебе по духу, с кем легко находить общий язык, с кем важно и нужно делиться. Такие связи весьма важны и для учеников, и для сценаристов, и для мастеров. Ученикам нужна среда, как внутри мастерской, так и в мастерских, где готовят режиссеров, сценаристов, операторов, кинокритиков. Эти связи редки и нарабатываются годами. Когда я консультировал ВГИКовскую режиссерскую мастерскую Алексея Учителя, то на первом курсе прочитал ребятам работы своей ученицы Александры Головиной. А на последнем курсе (спустя четыре года) она написала дипломный сценарий для Таисии Игуменцевой «Дорога на», который получил первый приз в программе студенческих картин «Синефондасьон» на Каннском кинофестивале.

Поиск соратников для своих учеников требует времени и сил, которые оправдываются далеко не всегда. Но именно на это время и силы тратить стоит.