Menu
  • Главная
  • О мастерской
  • Персоны
  • СТУПЕНИ И СТОИМОСТЬ
    • JUMP СТУПЕНЬ
    • СТУПЕНИ МАСТЕРСКОЙ
  • СТУДИЯ ЧИРКУТТА
  • Советы начинающим
    • Обычные заблуждения тех, кто собирается стать сценаристом
    • Несколько советов тем, кто хочет стать сценаристом
    • Какие предложения по обучению сценарному мастерству следует считать спорными
    • Преподаватель. Деньги. Селекция.
    • Заблуждения Мастера, снижающие качество преподавания
    • Как разучиться писать
    • Когда у начинающего сценариста нет средств на обучение
    • Ученик. Выбор цели.
    • Три принципа преподавания сценарного мастерства
    • Учебники и инструменты драматургии
    • Обсуждение работы — внутренний диалог
    • Индивидуальный подход в обучении
    • Жанр и артхаус
    • Хоррор как обучающий жанр
    • Эффективность обучающих форматов для создания оригинального авторского взгляда
    • На пути к авторскому взгляду
    • Почему труба не играет
    • Кого можно считать сценаристом
    • О чем сценарий
    • Краткий обзор профессиональных заболеваний сценариста
    • Разрыв
    • Ритм и срок
    • Учителя
    • Наивное
    • Среда
    • Никогда
    • Моя тема
    • Надо
    • Шесть маркеров игровой драматургии
    • Прелогическое мышление и авторский взгляд
  • Отзывы
    • Отзывы соратников
    • Отзывы учеников мастерской
    • Отзывы учеников JUMP-ступени
  • FAQ
  • Запись на собеседование
  • КОНТАКТЫ

Когда у начинающего сценариста нет средств на обучение

Двадцать лет назад довелось участвовать в первом весьма масштабном сценарном конкурсе под патронажем известного банка. Это был первый сценарный конкурс, в котором принимал участие. Но многое в нем было в новинку не только для меня. Победитель получал деньги на производство фильма. Во времена шоковой терапии, когда фильмов выпускалось очень мало, деньги на производство — сказочный приз. Потому в конкурсе оказались большинство кинодраматургов России. На конкурс (он проходил в два тура – Первый — заявка, второй – сценарий) было подано более четырехсот заявок. Это была гигантская цифра. Четыреста действующих сценаристов насчитать в стране было очень сложно. Годом раньше, из-за кризиса, в некоторых сценарных мастерских сократили обучение с пяти лет до четырех, и на диплом во ВГИКе (заочный и очный курсы) вышло сразу 60 человек. Эта говорило о колоссальном избытке профессионалов в отрасли.
В последнее время разные курсы и киношколы выпускают более тысячи сценаристов в год. Думаю, в этом кризисном году, благодаря массовому открытию мастерских и школ, эта цифра возрастет раза в полтора. Уже сейчас в социальный сетях есть группы, где сценаристов более пяти тысяч.
Где же результат?
На самом деле он есть. Качество сериалов постепенно улучшается. Средний уровень сценарного мастерства медленно, но растет. Берем числом.
При этом средний сценарист до сих пор является редкостью, а количество тех, кто не нашел себя в сценаристике, резко возросло. Наверное, поэтому тысячные профессиональные сообщества часто грешат унынием, желчностью, недоверием к любому предложению. Это скорее сообщества тех, кто часто не знает, что ему делать и куда идти.
Не всем следует писать. А среди тех кто пытается работать, но еще не нашел себя есть многие, кто достоин перейти на уровень среднего сценариста. Мне представляется главной задачей работы по обучению – повышение квалификации уже имеющихся кадров. Для мастеров эта работа взаимна. Кому не смог помочь я, может помочь кто-то другой. Это не только исправление чужих ошибок, но и поиск тех подходов, которые наиболее близки ученику.
Можно существенно облегчить задачу и избавиться от химер — перестать задавать вопросы про то как продать сценарий и производные от него — Как вести себя где-нибудь с кем-нибудь, чтобы что-нибудь заработать.
И тогда останется главное – что и как писать? Этот вопрос не только творческий, но и процедурный.
Что же делать тем, кто оказался в положении — что-то умею, но что, пока не ясно, у кого нет средств для оплаты корректирующего обучения.
1. Попытайтесь собрать и проанализировать три отзыва профессионалов о своей работе. Такими профессионалами могут стать, например, ваши более успешные товарищи по прошлой учебе или сценарные агенты. Агенты как раз те люди, которые скажут вам все про вашу работу. Или не ответят, что тоже будет результатом. Не бойтесь получить отрицательный отзыв. Это повод для роста как новичка так и серьезного автора. Если отзывы не очень, то есть повод задуматься о переменах.
2. Не тратьте силы на жалобы, желчь, недоверие, боязнь воровства ваших идей. Дарите их. Если идеи стоящие – их очень трудно украсть. Их можно испортить, но сделать что-то важное гораздо сложнее. Тот, кто ворует, компилирует, пересказывает, как минимум, ставит себя на ступень ниже. Перестает развиваться. Тот, кто дарит идеи, непременно обнаружит их в себе в огромном количестве. Если у вас за год появилась одна идея, то вы занимаетесь не своим делом.
3. Попытайтесь найти минусы в своих работах и подходах. Как правило, это болезни сценариста, которые поддаются лечению. Лечение, это определение подходов-лекарств в попытке сделать хорошо то, что у вас раньше не получалось. Обязательно ищите тех, кто сможет вас грамотно критиковать. Раньше наивно полагал, что большие профессиональные сообщества как раз и созданы для подобного. Но критики и троллинга бояться все и поэтому любое творческое сообщество состоит из молчунов.
4. Для того, чтобы понять что и как писать, нужно научиться разговаривать с другими и с собой. Ищите единомышленников и создавайте небольшие закрытые группы до 20 человек, где можно было бы обсуждать работы друг друга. Выберите наиболее сильного модератора, который смог бы вести и направлять обсуждение. Это взаимная и очень полезная работа. Меньше похвал и больше конструктивной критики. Цель подобных обсуждений и профессия и самостоятельный авторский взгляд.Большое сообщество несет в себе хороший потенциал по созданию подобных мини-объединений. Для начала можно создать группу своих – тех, с кем вы знакомы. Группа создается на полгода. Потом распускается и собирается заново. Переросли одно сообщество – создавайте другое. Двигайтесь. Это естественный отбор.
Опыт одной такой группы, созданной профессионалами, мне довелось наблюдать. Как мне кажется, процедура ее существования не была до конца отработана. В ней не был заложен поиск сильных и слабых звеньев, не был установлен конечный срок ее существования. Но и в этом случае польза от сотрудничества была существенной. Да и люди собирались хорошие.
Кому-то следует учиться, кому-то просто трезво взглянуть на результат своих трудов. Если это не делать, не проверять себя каждый день, то естественный отбор настигнет вас и все отберет.

Свежие записи

  • СПЕКТАКЛЬ ПО РАССКАЗАМ ЛЕРЫ МАНОВИЧ
  • Проект «Ингвар и Хельга»
  • Мастерской 8 лет. Статистика
  • Сценарий мини-сериала (4 серии) «Cerberus» победитель конкурсного отбора (ИРИ) национального  контента 2022 г.
  • Интервью ученицы мастерской Кати Соколовой-Жубер

Архивы

  • Октябрь 2022
  • Август 2022
  • Июнь 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Ноябрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Сентябрь 2015
  • Август 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
  • Октябрь 2014

Рубрики

  • Без рубрики
  • Встреча
  • Драматургия
  • Профессионалы

Ссылки

Авторский сайт

Недавние записи

  • Моноспектакль по рассказам Леры Манович. Читает Евгений Сулес.4.10.22 Начало в…


    Read more...
  • На этом проекте Студия Чиркутта впервые выступает как сопродюсер. В…


    Read more...

Сценарная мастерская Александра Гоноровского

г. Москва

Phone:+7 903 546 1420

E-mail:gonor2000@yandex.ru

© 2015
Design by Mozg Labs