Экранизация немого этюда Александры Головиной


Задаю немой этюд достаточно редко. Без него можно обойтись. С практикой понимание немой сцены, как правило, приходит само. Но Саше Головиной он достался почти сразу, поскольку у каждого своя дорожка и свои задания.
А недавно Татьяна Федоровская (мастерская Владимира Меньшова ВКСР) сняла по нему свой этюд. У вас есть возможность сравнить учебные сценарий и фильм.

Александра Головина
ОБЩЕЕ
Тук. Тук. Тук – нож по разделочной доске. Маринованный огурец под ножом распадается на ровные кубики. Ш-ших – нож сбрасывает кубики в большую кастрюлю. Молодая высокая женщина засовывает в банку узкую бледную ладонь, нащупывает на дне еще один огурец.
Она кладет огурец на разделочную доску и пытается тыльной стороной ладони убрать с лица упавший светлый локон. Не получается – локон падает снова. Женщина ополаскивает руки под краном, вытирает. Выходит.
На кухне появляется другая женщина – постарше. Несет в охапку две трехлитровых банки с солениями. Ставит их на стол. Бросает взгляд на огурец на разделочной доске, неодобрительно качает головой. Вытирает лужицу рассола на столе.
Полная загорелая рука с сухой обветренной кожей (такие руки у тех, кто подолгу возится в земле на даче) отгибает край цветастого полотенца – под полотенцем расстаивается большой пирог. Женщина пробует сырое тесто пальцами, чуть улыбается, это прикосновение ей приятно.
Молодая женщина снова появляется на кухне. Она причесалась заново – волосы гладко зализаны назад, собраны в хвост. Становится к столу и начинает резать огурец.
Пожилая женщина ставит пирог в духовку. Достает вторую разделочную доску, нож. Становится по другую сторону стола, выуживает из банки огурец, и тоже начинает резать. Тук-тук-тук. Гораздо быстрее, чем молодая, но не так аккуратно и гораздо крупнее. Молодая женщина косится, поджимает губы, довольно демонстративно, но ничего не говорит.
Огурцы закончились. Молодая женщина вытирает руки полотенцем. Пожилая – о фартук. Пожилая женщина идет к холодильнику, достает батон вареной колбасы, кладет на стол. Затем — к духовке проверить пирог. В этот момент молодая женщина мотает головой, убирает в холодильник колбасу, достает из него пластиковый контейнер с вареной курицей. Начинает резать курицу.
Пожилая женщина отворачивается от плиты…
Руки молодой режут куриное мясо…
Полные руки развязывают тесемки фартука. Женщина швыряет фартук на табуретку и выходит из кухни.
Молодая продолжает резать курицу. Тук-тук – нож. Ш-ших – белое куриное мясо отправляется в большую кастрюлю. Тук-тук – нож. Ш-ших – очередная нарезанная порция.
Бледная ладонь перебирает в контейнере оставшуюся кожу и кости. Женщина выбрасывает их в мусорное ведро, долго и старательно моет контейнер.
Затем подходит к духовке, открывает, смотрит на пирог, глубоко вдыхает запах. Закрывает.
Чистит большую луковицу. Начинает резать. Поднимает лицо вверх, крепко зажмуривается, несколько раз моргает, чтобы остановить слезы. Шмыгает носом. Кидает нож на доску (порезанная луковица рассыпается по всему столу). Опускается на табуретку. Бледное лицо идет красными пятнами. Она обхватывает себя руками. И начинает плакать беззвучно – раскачиваясь из стороны в сторону, вытирая нос о плечо…

…Пожилая женщина в комнате тоже пытается унять рыдания: держит себя рукой за шею, на обветренном лице – некрасивая гримаса, слезы пропадают в сетке морщин. На столе перед ней фотография молодого смеющегося мужчины и стопка, накрытая кусочком черного хлеба.

Оливье — немой диалог by Tatiana Fedorovskaya from Tatiana Fedorovskaya on Vimeo.