Мой мастер Вера Владимировна Тулякова на одном из последних наших занятий во ВГИКе сказала: «Ребята, приготовьтесь к тому, что, покинув эти стены, вы услышите при обсуждении своих работ очень много глупости. Всю жизнь с ностальгией вы будете вспоминать свою группу и, порой весьма болезненные но полезные разборы написанного».
Одна из важных проблем обучения — создание профессиональной среды. Она не ограничивается рамками мастерской, временем занятий, профессией. Это сообщество на всю жизнь. Оно позволяет драматургу чувствовать себя не просто среди друзей, но и иметь лучшую возможность оценки своих работ, своего пути теми, с кем ты говоришь на одном языке, имеешь близкие ориентиры.
В среде нуждается любой художник, каким бы индивидуалистом он себя не представлял. Но не каждый может ее найти.
У эффективной среды есть ряд особенностей, о которых следует знать:
1. Общий язык при обсуждении.
Язык это вырабатывается в мастерской. В нашем случае он основан на принципах, создающих внутренний диалог. Просто похвала пуста и ничего не дает. Для похвалы созданы лайки, блоги, сообщества facebook, конкурсы, презентации, мастерклассы — обманка вместо среды.
2. Доверие.
Российская киноотрасль сегодня – это массовое нарушение обязательств. Свои не лгут, не лицемерят. На их слово можно положиться.
3. Помощь.
У каждого в среде своя программа минимум и максимум. Очень важно и интересно способствовать их осуществлению.
4. Изучение отклика.
Зная вкусы и предпочтения каждого, можно анализировать собственное произведение — его недостатки, намечать пути возможных доработок.
5. Профессиональные связи.
Сценаристу важно искать и создавать среду. Начинать следует с поиска режиссера. Какие бы замечательные сценарии вы не написали, у них всего несколько основных читателей — продюсер, редактор, режиссер. Их отклик и содействие определяет судьбу фильма. Понимание команды требует труда и усилия всех сторон. Если вы каждый раз будете относиться к своему делу, как к работе по найму, то результат заставит себя ждать.
Сегодня вероятность найти своего режиссера (тем более — продюсера) очень мала, а создание фильма, который лучше сценария, приближается к вероятности выигрыша в лотерею.
Важно, чтобы фильм был лучше. Зачем снимать кино, ухудшая то, что уже написано?
6. Открытость.
Многие авторы строят замок, закрываются в нем и даже экскурсии не пускают. Иногда важна и самоизоляция. Как правило, она ближе прозаику, нежели сценаристу, призванному работать в команде. Но и прозаику и сценаристу важно говорить, слушать свой голос, который может вывести на интересные мысли, наблюдать реакцию подготовленных слушателей, дарить и развивать идеи. Каждый разговор должен нести в себе пользу. Ведь надо же с кем-то разговаривать. )))
7. Радость.
Искренняя радость за успех товарища.
8. Слабости.
Они есть у каждого. Со многими можно смириться. Жаль, что не со всеми. Как и в любой дружбе.
9. Антисреда.
Помимо среды существует и антисреда. Это те, с кем, после приобретенного опыта, не будешь работать ни при каких обстоятельствах. Это и те, у кого ты сам вызываешь антипатию. Их мнение по поводу твоих работ весьма важно. Его можно прочитать в инете, СМИ или тебе его заботливо передадут. Если отсеять глупость и эмоции, то всегда найдется пища для размышлений. Активная и умная антисреда лучше любого по-доброму расположенного критика найдет в твоих работах слабость и ткнет в них носом со всей силы. Чтобы не пропустил.
© 2015
Design by Mozg Labs