Обычные заблуждения тех, кто собирается стать сценаристом

 

  1. Учиться следует в известном и престижном вузе или школе.

 

Даже поступление во ВГИК или ВКСР не дают гарантии, что ваши возможности будут раскрыты. Везде есть плохие преподаватели и хорошие. Плохих преподавателей как и скверных авторов подавляющее большинство. Это нормально. И даже имя не гарантирует результат. К сожалению, многие мастера с именем – передают свои полномочия второму мастеру и появляются на занятиях весьма редко.  Искать следует не просто хорошего преподавателя. Надо искать созвучного себе компетентного мастера, который сможет уделить вам свое время.

 

  1. Хочу научиться всему быстро.  Готов отложить все дела на 2-3-6 месяцев. Интенсивное обучение для меня наиболее приемлемо.

 

Интенсивное обучение — распространенная практика для преподавателя, который прежде всего хочет заработать. Но, в большинстве случаев, плоды подобного обучения мизерны. Обучение имеет свою скорость для каждого конкретного ученика, если говорить о качественном усвоении практик, которые он использует под руководством мастера. Каждая новая ступень в обучении меняет подходы, приоритеты, скорость мышления, видение. Торопиться надо. Но всегда есть риск набрать приемы, которые потом не сможешь толком использовать, жанровые схемы, которые не оживут. Начиная обучение, вы должны понимать, что учиться придется долго. Сначала в мастерской. Потом самому. Какие-то умения придут сразу. Но дело не в них. Самое главное – научиться видеть свои нынешние недостатки, которые мешают вам двигаться дальше. И обучение, и творчество заканчиваются тогда, когда вас начинает подводить зрение.

 

  1. Я прочитал несколько книг по сценарному мастерству. Посещал мастер-классы известных педагогов, готовых поделиться секретами собственных или чужих успехов. Теперь мне необходимо лишь немного практики.

 

Мастер-классы, вебинары, семинары, книги по сценарному мастерству, on-line курсы – беда современного преподавания. Манок, который, казалось бы, показывает путь к успеху. Но это чужой путь, а он у каждого свой. Задайтесь вопросом, если множество начинающих пытались научиться сценарному мастерству, выполняя общие поэтапные задания on-line, прослушали серию мастер-классов, прочитали популярные книги с описанием готовых драматургических схем, то где все те замечательные сценарии, который должны были выйти из-под их пера, где умение создавать и развиваться самостоятельно?

Если вы были увлечены теорией, полагали, что можете научиться писать сценарии полного метра за три месяца on-line, пытались найти себя просиживая время на семинарах известных «гуру», то вам в итоге придется весьма болезненно переоценивать свои возможности и основательно поработать, прежде чем полученные таким образом «умения и навыки» перестанут вам мешать.

 

  1. Хочу написать рассказ, киноновеллу, сценарий полнометражного фильма, дописать сценарий, который пишу уже несколько лет. (Нужное подчеркнуть.)

Это вполне естественное желание, на котором, предлагающие свои услуги, преподаватели научились делать деньги. Достаточно легко можно провести с учеником совместную весьма поверхностную работу. В результате он будет иметь на руках исписанную пачку листов, которую почему-то будут называть сценарием. Как правило в конце подобного обучения мастер говорит, что сценарий надо дорабатывать, что он пока еще сырой. И здесь он не кривит душой. Все действительно так. Но вся штука в том, что необходимо говорить не о тексте, а о тех возможностях, которые ученик упустил вместе с мастером. И вот здесь правда дается сложнее. Поскольку ответственность за недоработку скрыта по большей части в условиях обучения, которые не позволяют добиться углубленной практической проработки материала (каким бы интенсивным обучение не выглядело).

 

  1. Что я получу после обучения?

Это вопрос довольно часто задают абитуриенты на собеседовании.

При этом сами абитуриенты с трудом могут сформулировать свои желания от той или иной образовательной программы. Они не могут точно ответить на вопрос: «А что вы умеете?»

Невозможно изначально определить те умения и навыки, которые ученик воспримет после работы в мастерской. Гарантировать что-либо, значит обманывать поступающего. Конечно же существует направление обучения, в котором возрастает сложность заданий, работы и требований к ним.

Тем не менее, сказать, что студент после обучения станет обладателем конкурентного портфолио, сценария, который будет куплен или еще как-то подобной чепухи, значит ввести абитуриента в заблуждение. Преподавание сценарного мастерства весьма привлекательная область для мелкого бизнеса, ведь возникает соблазн продать несведущему человеку не осознанные им умения и навыки. Легкий воздух ни к чему не обязывающих обещаний. А поскольку, о критериях качественного образования пишут мало, то купивший воздух будет доволен и рад покупке. Практической и смысловой реализации в итоге человек, как правило, не находит. Приобретенные умения, скорее мешают ему. Их исправление требует большего времени и сил.

 

  1. Тот, кто учит сценарному мастерству, идет в преподаватели от того, что не смог реализоваться сам. Чему они могут научить?

 

Действительно в настоящий момент в преподаватели идут многие, кто и писать толком не может, кто активно пересказывает чужие мысли, использует типовые, для многих бесполезные, методики. Это бизнес. Но на то и существует рынок, чтобы будущий ученик смог выбирать себе мастера. Если вы полагаете, что достаточно заплатить деньги в какое-нибудь громкое учебное заведение или мастерскую, чтобы получить желаемое, то вас может ожидать огромное разочарование. Перед поступлением следует разобраться — кому и за что вы платите.

 

  1. Нельзя научить писать.

На этот вопрос сложно ответить однозначно. Одних нельзя научить. Другие останавливаются в самый решающий момент и их ничем не сдвинешь. Третьи учатся. Они берут ношу по силам или по желанию (у кого как). На этом основана любая творческая практика. Для того, чтобы это принять, нужно искать своих преподавателей и работать с ними что есть сил. В противном случае можно всю жизнь просуществовать с подобным категоричным мнением, которое действует как снотворное.