Есть два типа учителей.
Первых ты ищешь и горд назвать каждое имя. Они дают тебе не только основы профессии. Она способствуют твоему авторскому росту, формированию твоего уникального взгляда. Твои подходы, желания зависят от этих учителей. И их никогда не бывает много. Агишев, Тулякова, Фрид, Мильдон, Кисунько… Друзья-сценаристы, коллеги, режиссеры, собственные ученики… Ты все время в поиске и каждый раз восхищаешься новому подходу или мировоззрению. Новое есть всегда. Мир меняется. И это здорово.
Второй тип учителя. Ты его не ищешь, а имя произносишь редко. Общение с ним далеко от радости. Он тратит твое время, не держит слово, уродует твои мысли и не предлагает своих. В киноиндустрии многие претендуют на звание учителя второго типа. Но они дают тебе не меньше, чем те, кто вкладывался в тебя по-настоящему. Они учат тебя искать своих, говорить «нет» тем, кто предлагает тебе работу, в которую не веришь. Они учат со всей ответственностью относиться к собственному убывающему времени и выбирать себе в партнеры тех, кто способен и на жесткую критику и на взаимное терпение. А эти навыки позволяют пройти вместе кусок общей жизни, попытаться вместе прыгнуть выше головы. Такая наука дорого стоит. И за нее тоже следует быть благодарным. Тут главное не повторять собственных ошибок. Хотя вероятность повтора ошибок слишком велика. Каждый раз сценарист надеется, что он сделает что-то важное и для себя и для других. Надежда мешает трезво глядеть на вещи. Но без нее никуда. И это нормально.