Отзывы соратников

Борис Хлебников, режиссер, продюсер, мастер

В мастерскую Гоноровского я пришел в качестве приглашенного гостя. Принес проект для обсуждения. Это обязательное условие, чтобы не с пустыми руками.  Занятия в мастерской практические – студенты собираются раз в неделю и обсуждают работы: свои, своих товарищей и тех, кто приходит в гости – режиссеров, сценаристов, писателей…

Когда я преподавал в киношколе, это тоже был постоянный практикум, ребята сдавали по фильму в неделю. И обсуждение этих фильмов было основой обучения. Они учились на своем собственном материале. Это самый эффективный способ, мне кажется. То, как построено обучение в мастерской Гоноровского, очень похоже на мое личное видение учебного процесса.  Здесь – та же схема. Главная ценность в ней – интенсивность, с которой пишут ученики. Текст в неделю – это очень часто. И крайне полезно.

Вторая важная вещь – внятный разбор. Это круто, мне кажется. В том же самом ВГИКе, к примеру, студенты сдают работы раз в полгода. Так устроено обучение. И это заставляет людей относиться к своим текстам, как к значительным документам, куда вложено много времени, сил, труда… И от этого может возникать разочарование.  Тебе кажется, ты столько туда вложил, столько идей, мыслей. И вот теперь все это переписать или вообще бросить… Это очень травмирует.  А когда пишешь текст в неделю, переписываешь его, обсуждаешь, исправляешь, а потом берешься сразу за новое — это убирает лишнее почтение к тексту. А значит, позволяет размышлять, что-то менять… Это как учиться на курсах вождения. Сначала учишься переключать скорость, поворачивать, маневрировать… Потом это становится незаметным, привычным.  Ты думаешь о другом. О смысле. Про руль и педали уже не думаешь… Количество повторений и написаний новых текстов – главное и образующее, что есть здесь, в мастерской. И ты учишься не отвлеченно, а на своем материале, на своих ошибках.

Я принес в мастерскую на обсуждение текст – рабочий материал, сценарий, который, возможно, буду снимать, как режиссер. И качество разбора испытал на себе.  Обсуждение оказалось не только любопытным для меня, но и полезным.  Это очень круто.

Марина Разбежкина, режиссер, мастер

Новый дебютный проект компании «Форест-Фильм” — КОРОТКОЕ ЛЕТО Насти Коркия — единственный русский проект, отобранный в официальную программу копродукционного рынка When East Meets West в Триесте, получил премию Pop Up Film Residency Award. Я рада, что вместе с Настей в написании сценария игрового полнометражного фильма принимает участие выпускник нашей Школы Миша Бушков. И Настя, и Миша учатся писать в Сценарной Мастерской Александра Гоноровского. Мы (Школа) с ними (Мастерской) давно дружим домами и всегда рады друг другу.

Андрей Фетисов, заместитель декана факультета Медиакоммуникаций МВШСЭН (Шанинка)

Мастерская Александра Гоноровского выгодно отличается от множества других курсов, где учат писать. Сегодня на образовательном рынке доминируют два формата обучения сценарному делу.  Это массовые тренинги и целевая подготовка «под задачу» (обычно для сериального производства).  И там, и там обещают входной билет в индустрию. Кто-то его получает.  С другой стороны существует подход «научим писать, как великие». В мастерской Гоноровского культивируется иное – в ней начинают «от печки». То есть от автора. Вместе с учеником подбираются инструменты и схемы, годные именно для его творческой индивидуальности. Бережно и настойчиво.  Не забывая, что сценарий или проза не только ремесло, но и произведение искусства. При этом индивидуальной подход органично сочетается с достаточно требовательными групповыми разборами работ учеников (а не лучших сценариев или рассказов). Так и должно быть в современном образовании. Аналогичным образом работают лучшие зарубежные факультеты. Фактически, Александру удалось создать авторскую школу сценарного и литературного творчества. «Обработку» в мастерской прошли не только ряд успешных авторов, но и появился пул своих преподавателей.

Инна Оркина-Сексте, продюсер кинокомпании Александра Кесселя «Спутник Восток Продакшн»

Я во всем ищу возможности и пользу. Видимо, в силу какого-то врожденного протестантского взгляда.
Вот и тут, ухватилась за приглашение Саши Гоноровского посетить его творческую лабораторию — новые имена, авторы, темы, подходы.
А вдруг, подумала я, там сидит и ждёт меня, своего редактора, мой идеальный автор. Идеальный автор меня не ждал. И это не промах мастерской или Саши как мастера. Идеального нет. А есть команда замотивированных людей, наслаждающихся рассказыванием историй. Неравнодушных к тому, чем слово каждого и свое собственное отзовется. Я знаю Сашу, деликатного и чуткого. Думаю, это лучшие руки, в которых можно оказаться на пути знакомства со своим внутренним автором. А я как редактор и продюсер рассчитываю на собственные бенефиты с этого. Пишите, дорогие авторы, а я буду вас читать.

Ольга Новикова, прозаик, «Новый мир»

Александр Гоноровский – тонкий, глубокий прозаик, умеющий простыми словами выявить незаурядность персонажа. И в своем семинаре он тактично помогает каждому участнику раскрыться, личностно и творчески. Кругом – падение интереса к литературе, а здесь как будто государство, не зависимое от внешнего раскультуривания. Очень интересно и духоподъемно!

Иван Болотников, режиссер

В мастерской сценариста Александра Гоноровского интересно. Интересно её слушателям, интересно самому мастеру. Создание сценария — в каком-то смысле модель жизни в концентрированной форме. Через замысел, написание, обсуждение, последующую доработку сценарного материала возникает, что-то большее. Постигая сценарное ремесло, человек пытается поставить какие-то сущностные вопросы. Что значит человек в сегодняшнем, таком изменчивом, стремительно меняющемся мире? Как жить дальше? Учебный процесс выстроен вполне конкретно, мастер не упускает ни одно замечание, всё идёт в работу — сценарий должен получиться. Почему-то вспомнил уроки литературы в школе. Когда я учился, в школах преподавали лучшие, интеллигенция, в некотором смысле это было своего рода “хождение в народ”. Ныне время другое, прагматичное, преподавание трактуется, как «услуга». Но Россия по-прежнему остаётся страной слова. Слово — это важно! Слово — необходимо!

Эдгар Бартенев, режиссер, Мастер (Мастерская документального и игрового кино Эдгара Бартенева, Санкт-Петербургская Школа Нового Кино)

«Не бывает плохих сценариев – бывают лишь недописанные». Так говорили наши с Сашей Гоноровским мастера (мы учились у них в разные годы): О.А. Агишев и В.В. Тулякова-Хикмет. Эта максима – одна из тех, что определяет стиль работы в мастерской. Значит, оценки («нравится – не нравится) второстепенны. Значит, обсуждение опирается на драматургическую логику текста, персонажей, сюжета, – а не на жажду самовыражения автора, который за пределами текста всегда может доказать свою правоту. Второе, что тоже импонирует: отсутствие теории как специально выделенной области. Теория сама по себе часто (или почти всегда) отвлекает от мощной, подлинной сути рождения историй, которые, как мне кажется, рождаются как сновидения, как сама жизнь: спонтанно. Рождаются практически готовыми. Достаточно распознать «трудности рождения», «облегчить роды», а не конструировать невесть что неизвестно из чего. Драма в принципе – искусство иррационального, зеркало жизни. Драма, силящаяся быть точней, сильней, «рациональней» самой жизни, – нечто дохлое. Лично меня впечатляет, как Гоноровский и его ученики игнорируют «дохлятину», портящую кино, – как работают с жизнью, а не представлениями о ней.

Вадим Месяц. Писатель, поэт, издатель

О мастерской Александра Гоноровского я узнал от Леры Манович, которая у него училась. В результате у нее сложился довольно любопытный подход к прозе, который мне очень пригодился.
С Сашей мы общались виртуально, работая в жюри одной литературной премии, и я радостно обнаружил, что наши вкусы совпадают. На семинаре разбирался мой рассказ «Захаровы, эйфория» из неопубликованного сборника «Дириндл». Мне было предложено несколько вариантов развития сюжета (в том числе тупиковых), но от Гоноровского я услышал замечания по делу. Выписка характеров, диалогов, четкость диспозиции. Кто-то из семинаристов предложил эффектные детали. Атмосфера творческая, дружелюбная. Здесь говорят о прозе на понятном мне языке, что по нынешним временам — большая редкость.

Дмитрий Муляр. Актер

Саша, привет! Огромное спасибо за приглашение на твой семинар. Я получил очень интересный опыт. И хотя цель моего участия вежливо тобой обозначалась, как «рассказать об актерской работе со сценарным текстом», конечно, я вынес из вашего занятия  гораздо больше, чем дал. Я встретил самобытных, неординарно мыслящих людей. Занятие построено очень просто и очень правильно. Живое, непосредственное обсуждение только что услышанного текста, столкновение разных точек зрения дают большее понимание прочитанного.  Вдруг возникает неожиданная трактовка или свой вариант, который вряд ли бы появился при сухом самостоятельном прочтении. Ощутил себя, образно говоря, на поле боя, где над тобой проносятся с разных сторон ядра мыслей, только успевай за ними или от них. И такая атмосфера, разряжающаяся шутками, мне кажется, создает очень правильный творческий настрой, необходимый для работы с текстами.

Александр Котелевский. Продюсер

Саша, хочу поблагодарить тебя за приглашение на занятие.
Было интересно и полезно. Ибо это творческая работа, где больше узнаешь себя. Для меня все было непривычно.
Просто критиковать историю и очень непросто предлагать свой вариант.
Метод преподавания самый правильный. Мы (старшие) занимаемся их (учащихся) творчеством. А не рассказываем о своём или чужом успехе, как обычно бывает. Это самый лучший путь — учить людей самостоятельно делать своё дело.
С парой учеников готов познакомится поближе. Появились идеи.
Если смогу быть чем-то полезен, буду рад.

Аглая Смирнова. Главный редактор продюсерской компании Валерия Тодоровского

Я когда-то работала вместе с Сашей Гоноровским над несколькими проектами. Саша очень своеобразный автор: глубокий, неординарный, упрямый, со своей яркой интонацией. Работать с ним сложно и очень интересно. И мне было ужасно любопытно попасть в его мастерскую, посмотреть на Сашу-педагога. Ну, и это того стоило. Я не видела, конечно, самого процесса работы Гоноровского с учениками. Но я разговаривала 4 часа подряд с людьми, которые пишут действительно яркие и сложные истории, которые понимают драматургию, которые стремятся сделать нечто большее, чем «написать текст». Пишут они очень разные истории, и написаны эти истории совершенно по-разному. Но я увидела во всех них то стремление уйти на глубину, и ту творческую свободу, которые так хорошо знакомы мне по работе с Сашей. Я не знаю, можно ли этому научить. Но если даже Гоноровский умудряется передавать эти качества, как вирус гриппа, воздушно-капельным путем, то такая мастерская — одно из нужнейших явлений в сегодняшней околодраматургической жизни.

Юлия Клименко. Главный редактор студии Алексея Учителя «Рок»

Дух студийности родом из театра, из творческих мастерских и — из студенчества, конечно. Кто дышал хоть раз в жизни этим энергетическим коктейлем искрометных идей, дружеских споров, вдохновения и взаимного приятия, тот всю жизнь его ищет или сам создаёт. Александр Гоноровский и создает, и поддерживает. В его мастерской собираются и новички, и профессионалы. Здесь интересно обсуждать все: от первой самостоятельной работы начинающего писателя или сценариста, до большого проекта, который готовится к производству. Разговор всех участников наравне имеет замечательный эффект постоянного движения вперед. Кто-то вдохновляет всех наблюдением, основанным на опыте и знании, кто-то поддерживает искренностью и ощущением правды. Даже непривычное, странное суждение принимается, обсуждается, и может натолкнуть на прекрасную идею. А идеи здесь не растворяются в воздухе. Гоноровский их мгновенно улавливает и раскрывает для всех. И это ого-го, какой адреналин. Думаешь: вот это да! оказывается, вот что скрывалось в этом тексте… То есть, приходишь к Гоноровскому, как золушка с тыквой, а дальше непредсказуемо. Может, на карете уедешь, а может, улетишь на метле. Но, в любом случае, будет интересно и незабываемо.

Владислава Ясинская. Редактор студии «LookFilm»

Занятия сценарной мастерской — это тяжёлая работа ментальная, эмоциональная и физическая. Меня подкупила атмосфера свободы творчества, полета фантазии и доброжелательности всех участников. А ещё — учащиеся действительно умеют слушать. Поэтому рождается интересное, насыщенное обсуждение. Очень завидую всем, кто нашли в лице Александра своего учителя.

Елена Куприянова. Агент.

Я начинала учиться у Саши, но обстоятельства помешали учебе.
Теперь у Саши своя сценарная мастерская. Он позвал меня рассказать студентам про то, как работает агент, о продвижении сценариев, анализе рынка. Я пришла, рассказала, а потом осталась на занятии. И как же мне не хотелось потом уходить…
Я вообще очень интересуюсь кинообразованием. В прошлом году обошла все московские киношколы, новые и не очень. Что я вынесла оттуда, помимо рекламных буклетов, так это убеждение, что главное – смысл и метод. Поэтому, мне кажется, школа Марины Разбежкиной выдает фильмы-события и режиссеров-личностей. Поэтому, вот беда, одно занятие в мастерской Саши поселилось в моих заброшенных файлах и ведет там подрывную работу. Так ведь недолго и писать начать…
Какой метод у Саши? Открыть человека. Потрясти его немного, вывернуть заботливо наизнанку, увидеть и показать, что в нем есть лучшего. После чего, хочешь не хочешь, и напишешь свой сценарий.
Теперь я агент сценарной мастерской. В мастерской зреют перспективные работы. Вчера проснулась с отличной идеей в связи с этим, так что – мы уже идем к вам…

Владимир Щегольков. Режиссер. Сценарист. Продюсер.

Методика обучения Сан Саныча уникальна тем, что он не учит схемам. В отличие от многочисленных пособий типа «Сценарий на миллион», «Между Адом и Раем» и т.д. А это значит, что его ученики не обречены быть вторичными в своем творчестве. Являясь очень самобытным автором, Сан Саныч и в своей мастерской прививает навык быть самим собой, жить драматургией, искать в ней уникальные решения, а не следовать формальным рисункам и штукарствам. А это значит, что методика Гоноровского позволяет выйти за собственные рамки, сделать что-то неожиданное, чего никак нельзя запланировать заранее.

Илья Рубенштейн. Сценарист.

Саня, привет!
Решил сначала письменно. Когда устно — у меня возникает много сумбура.
Во-первых, спасибо, что остался в живых. Я, не ты. Значит, сценарий мой не полное говно. А во-вторых, это всё очень круто. И для меня загадка как ты с нуля из простых «советских» мирных граждан делаешь очень не простых сценаристов. То, что я сказал этой девочке перед началом занятия — о том, что её сценарий один из лучших текстов, прочитанных мной за последний год — чистая правда. А читаю, как и пишу я в это лето почему-то много. Поэтому до этого и спросил — имела ли она отношение к кино до попадания к тебе. И охренел, когда ты сказал, что не имела никакого отношения. Конечно, при разборе всплыли всякие частности и на одну из них указал и я, но это нисколько не умаляет обаяния и драматургического достоинства сценария. Кстати, почему-то никто не отметил, а я забыл сказать про эпизод в тамбуре поезда. Когда два взрослых мужика не хотят материться при герое и уходят в соседний вагон. Мне кажется, на этом примере можно даже во ВГИКе прочитать лекцию о обязательной полифункциональности эпизода в кино — от его репризности, информативности и до (что самое главное) еще одной ступеньки познавания характера героя…
Второй сценарий, если правильно запомнил, Игоря не очень «мой», но и в нем живет профессия. Вообще, очень жалею, что ты не дал мне ничего почитать перед моим к вам первым приходом. Может быть, прочитав, я бы с тем своим сценарием и не пришел. А может, и пришел. Хрен меня знает. А насчет того, чтобы ты ребятам дал почитать своего «Цоя» я серьезно.
Из коротких заявок мне очень понравились две — о любви и мобильниках и про доброго муниципала.
Теперь о моем сценарии. Разбор ребят и твой помог в главном. Композиция и интонация. При этом очень приятно, что некоторые вещи ребята угадали точно. А с композицией я уже поработал. И понял, что в первом варианте, что читали и ты и ребята, был не прав. С замечаниями ребят и твоими по уголовной новелле — с чем-то согласен, с чем-то нет. Жалко мне с нею расставаться. Жалко, блин, и всё. 🙂 …
Ежели бы не годы мои преклонные — пошел бы к тебе учиться. Кстати, может, и приду еще раз, если примите, с «Белорусским». Его пока читают в «Профите» и на НТВ. Подожду что скажут. Но я там ничего не правил, после написания. Так что он пока тоже в состоянии «первого варианта».

Илюша Рубинштейн
водитель лифта и сценарист

Лена Левина. Сценарист.

Саша Гоноровский профессионал, к которому я всегда прислушиваюсь и чьим мнением дорожу. И вот он любезно пригласил меня обсудить мой новый сценарий со слушателями его мастерской. Я была поражена, что каждый из слушателей во-первых, нашел, что сказать по делу, имел собственную точку зрения, вполне мотивированную, а во-вторых, очень деликатно строил обсуждение. Что немаловажно для нервных авторов) Ни одного раза мне не захотелось бросить тапком в говорящего)) А если серьезно, то я вынесла из обсуждения важные мысли для дальнейшей работы над сценарием. И за это огромное спасибо Саше и его слушателям. Если позовут еще, обязательно приду. Хотя бы для того, чтобы еще раз обсудить работы ребят и увидеть, как они растут в профессии. При том, что уже сейчас они пишут очень крепкие работы.

Владимир Зимин. Режиссер монтажа.

Был один раз.
Напросился.
Интересно же…
Постоянно в ленте: сценарная мастерская, сценарная мастерская.
— Можно? — звоню.
— Легко, — отвечает Саша. — Про монтаж расскажешь?
Почему не рассказать про то, что знаю и люблю? Четыре часа рассказывал. И слушали как редко слушают монтажные ученики.
Потом понял: у Саши в мастерской постоянно смежные киношные профессионалы выступают. Причина проста: сценарист обязан знать всю производственную линейку. Это — часть сценарного ремесла. Но только «часть». Малая.
Теперь очень хочу опять напроситься и тихо-тихо сидеть в уголке одно занятие, второе… третье… Слушать и вникать в суть ремесла драматурга. Мне это важно. Интересно. Значимо. Это часть моего монтажного ремесла. В кино все ремесленники — часть целого.
Но первооснова — они: придумыватели киношных историй.

Борис Бердыев. Сценарист.

Разбирали работы. Саша предупредил меня, что среди студентов его Мастерской, есть как совсем начинающие, так и профессионалы и даже преподаватели сценарного мастерства других киношкол. Не знай, я лично некоторых из них, долго бы гадал, кто профессионал, а кто начинающий,  настолько точны и правильны были у всех замечания и рекомендации по работам. Да и работы студентов были очень высокого уровня.  Студенческий коллектив напомнил мне хорошо сыгранный профессиональный оркестр с прекрасным концертмейстером Юлией Лукшиной и дирижером Сашей Гоноровским.  Кстати, разбирали и Сашину работу. Такой глубины в современной прозе я давно не встречал. Впрочем, возможно я мало читаю, но точно знаю, что учиться у такого Мастера – счастье.

Настя Пальчикова. Режиссер. Сценарист.

Как говорит мой мастер: «Мысль человеческая вообще редка. А сценарная мысль — тем более». Я никогда не писала про то, как писать сценарии. Мне казалось это бессмысленным. Если прочитать хотя бы один американский учебник (любой), а еще лучше Аристотеля — то можно мастеровито херачить. Рассказать про то, как по-настоящему надо писать сценарии, — крайне сложно. Я один раз слушала, как знакомый тренер-боксер объяснял ученику — «чувствуешь напряглось между большим и указательным? — теперь бей, нет, мало напряглось. натяжение? натяжение — не напряг. жди.. жди.. трет? теперь бей».. Ну и вот, спрашивается, как мне это поможет боксировать? Это такие личные вещи на четверть тона, что по ним невозможно составить методички. Но тут на мое удивление нашелся человек, который и в самом деле рассказывает про то, как делать сценарии. То есть, всё, чем он делится — это реально про написание сценария, а не про селфи в лифте. Я бы добавила только один пункт к его точным и глубоким формулировкам — никогда не ебаться с соавторами. Всё остальное: вы знали про сценарии, но никогда не спрашивали.

Татьяна Беличенко. Генеральный директор агентства Стардаст.

С большим удовольствием поучаствовали вместе с коллегой Аней Куркиной в одной из встреч Сценарной Мастерской Александра Гоноровского. 5 часов в разговорах о жизни, драматургии, литературе, кино пролетели незаметно. Мастера Юлия Лукшина и  Александр Гоноровский больше партнеры и собеседники, и вовсе не менторы. Вообще, формат отрицательных суждений здесь неприемлем, только мысли по поводу и конструктивные предложения как достичь профессионального результата. Мнением должен поделиться каждый присутствующий. И это тоже организует, потому что сегодня ты эксперт в чужом сюжете, а в следующий раз слушаешь комментарии о своем творчестве. Я не писатель, и с большим уважением отношусь к писательскому труду, понимая насколько может быть мучительным и сложным творческий процесс, но с такими преподавателями хотелось бы получить профессию сценариста.