У сценариста, прозаика, режиссера, да, наверное, и у любого, кто занимается тем или иным видом творчества, существует разрыв между объективным представлением о качестве собственных работ и мнении о себе, как об авторе. Первое состоит из анализа последних текстов, второе – из иллюзорного представления о себе любимом. Второе, как правило, наиболее комплиментарно и оптимистично. Мне кажется важным наличие этих полюсов. Ни от одного из них нельзя отрекаться. Но разрыв между ними следует чувствовать всегда. Он может быть и источником весьма сильной рефлексии, и радости. Но если пониманием этого разрыва пренебречь, то из художника или просто хорошего мастерового можно легко превратиться в незаслуженно воздвигнутый самому себе бронзовый памятник или в человека, неспособного на поступок. И то и другое ведет к слому. И в состоянии памятника и как человек бездействия вы утрачиваете способность к нормальной результативной работе.
В преподавании эти полюсы могут привести к недостойному манипулированию сознанием ученика. Похвала и оптимизм успокаивают, дают иллюзию планомерного и созидательного труда там, где его нет. Проходит время, и ученик получает иллюзорную уверенность, что он творческая личность, имея на руках лишь скверно написанный текст.
Искусство преподавания – попытка указать ученику реальное положение вещей в данный момент. Для этого важен последовательный, скрупулезный, благожелательный анализ текста и разбор краткосрочных перспектив ученика. Фактически следует найти для ученика тот следующий шаг, который с определенной степенью вероятности может принести пользу. Это взаимный, порой, весьма болезненный процесс и для преподавателя, и для ученика. К нему готовы не все. Для тех учеников, в ком по той или иной причине уже обрела силу бронза, он может быть наиболее мучительным. Для тех мастеров, кто прячется за похвалы, процесс чреват серьезными профессиональными и человеческими проблемами.
© 2015
Design by Mozg Labs