FAQ

ГДЕ ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ МАСТЕРСКОЙ?

ПОСЛЕ ЭПИДЕМИИ ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЕ БЫЛИ ПЕРЕВЕДЕНЫ В ONLINE.
В настоящее время методика обучения скорректирована под работу on-line. Она стала более эффективной, чем очные занятия. Иногда занимаемся очно. Те, кто живет далеко присутствуют on-line.

 

ЕСЛИ В ВАШЕЙ МАСТЕРСКОЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ ХОРОШАЯ РАБОТА…

Даже если не в мастерской появляется такая работа, студия «Чиркутта» готова заняться ее продвижением.

ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА ВАШЕЙ МАСТЕРСКОЙ?

Альтернатива есть всегда. Особенно сейчас, когда возникает множество школ и мастерских — от серьезных до развлекательных. Для рынка это естественно. Но в таком случае во время выбора  вы попадаете в зону маркетинга, где легко ошибиться и соблазниться химерами быстрого успеха и легкостью обучения. Самое главное в таком случае — искать своего преподавателя, а не школу.
Если наша небольшая мастерская вдруг попала в число успешных, это вовсе не означает, что я тот мастер, который поможет именно вам.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРОКИ ОБУЧЕНИЯ. КАКОВЫ ОНИ?

Учитывая разлиную последовательность ступеней для каждого, срок обучения, как правило, может варьироваться от полутора лет до четырех лет. Сроки заявлены с учетом отпусков по уважительны причинам и перерывов между ступенями, во время которых ученик продолжает работать.

ИНОГДА ВЫ ВЕСЬМА РЕЗКО КРИТИКУЕТЕ НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СЦЕНАРНОМУ МАСТЕРСТВУ

Необходимо дистанцироваться от тех, чьи предложения по обучению считаешь спорными. Подобных предложений на рынке все больше.

Важно говорить о проблемах (своих в том числе), которые возникают во время обучения, о причинах, которые их вызвали. Только так можно сформировать у начинающего драматурга представление о качестве обучения. Он должен научиться выбирать. Это один из путей селекции частных мастерских и киношкол. Спрос на качественное образование способен настроить мастеров на корректировку своих подходов.

КАКОВ ПРОЦЕНТ В ВАШЕЙ МАСТЕРСКОЙ УСПЕШНЫХ УЧЕНИКОВ?

Можно лишь сказать, что сейчас слишком много критериев успеха, которые таковыми не являются:
Написание  сценария полнометражного фильма.
Участие в конкурсе.
Привычная работа над сериалами.
Востребованность на проектах невысокого качества.

Список можно продолжать.

Сам факт участия в кинопроизводстве может считаться успехом для одного ученика с минимальными требованиями к себе, к качеству работы и катастрофой для другого, у кого представление о самореализации не ограничиваются названием профессии.

Здесь собрана статистика мастерской за 9 лет.

КАКОВЫ КРИТЕРИИ ПРИЕМА В МАСТЕРСКУЮ?

Сильное жаление и умение терпеть.

Даже хорошие стартовые навыки не дают гарантии успешного обучения. Поэтому на собеседовании я рассказываю о трудностях, которые абитуриенту предстоят, о том, что преодолеть их удается не всем, что надо обладать огромным желанием и терпением, чтобы хоть чего-то достичь. На многих собеседование действует отрезвляюще. Хотя и в данном случае ошибки неизбежны. В каком-то смысле вся первая ступень обучения — это экзамен.

Интересно когда приходят профессионалы или те, чей талант раскрыт от природы чуть больше, чем у остальных. Но трудностей от этого не меньше. От привычного, от ущербных наработанных схем и подходов отказаться гораздо сложнее. И здесь желание и терпение являются основой хорошей работы.

Есть признаки, по которым отказываю сразу. Их перечислять по понятным причинам не следует.

КАКОВЫ МОГУТ БЫТЬ ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНИКА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ?

Получив стартовый багаж знаний и опыта, вы либо научитесь писать, либо нет. Для одних это станет новой дорогой, для других – воспоминанием о серьезном труде, попыткой, за которую можно будет себя уважать, получением знаний, которые можно использовать. Обещать что-то более оптимистичное было бы не честно.

Но для формирующихся авторов создана студия Чиркутта», которая призвана сопровождать и поддерживать их на протяжении всего пути. Студия набирает обороты. И достигнутые результаты позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.

КОГДА СЛЕДУЮЩИЙ НАБОР В СЦЕНАРНУЮ МАСТЕРСКУЮ?

Набор производится в момент завершения обучения или при отчислении ученика.

Если вы хотите поступить именно в нашу мастерскую, то есть смысл обратиться ко мне прямо сейчас.

МОЖЕТЕ ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО МОЕЙ РАБОТЫ?

Скорее всего — нет. Все отведенное на обучение время принадлежит ученикам.

МОЖНО ЛИ НАНЯТЬ ВАШИХ УЧЕНИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СЕРИАЛОМ?

Если ученик сформировался как автор и сам хочет работать над сериалом, то у меня нет возражений. Для продвижения учеников в киноиндустрии создана Студия «Чиркутта». Генеральный директор Юлия Буфина.

ОТЧИСЛЯЕТЕ ЛИ ВЫ ЗА НЕУСПЕВАЕМОСТЬ?

За лень, за систематический срыв сроков сдачи работ и договоренностей — да.
Неудачные работы – не повод к отчислению, скорее стимул к изменению подходов в обучении.

Если по окончании той или иной ступени ученик не приобрел ряд минимальных профессиональных навыков, то это может послужить причиной окончания его обучения, либо повторного прохождения ступени, на которой он обучался.

ПОМНИТЕ, Я СОБИРАЛСЯ УЧИТЬСЯ У ВАС? ВЫ ЧИТАЛИ МОИ РАБОТЫ И БЫЛИ ГОТОВЫ ЗАЧИСЛИТЬ В МАСТЕРСКУЮ. К СОЖАЛЕНИЮ, НЕКОТОРЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОМЕШАЛИ МНЕ ПОСТУПИТЬ В ГРУППУ. ТЕПЕРЬ Я СНОВА ГОТОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ.

Когда на ваше желание писать могут повлиять «некоторые обстоятельства», значит желание не так велико. А в мастерской учиться трудно. Даже сильного желания может не хватить.

Если причина не была уважительной, то я вас не возьму.

ПООЩРЯЕТЕ ЛИ ВЫ ОБУЧЕНИЕ ВАШИХ УЧЕНИКОВ У ДРУГИХ ПЕДАГОГОВ?

Да. Каждый должен искать тех, кто сможет оказать влияние на его дальнейший рост. И не факт, что я тот самый человек. И не факт, что не помогут методы, которые мной отвергаются. Найти иного педагога или того, кто будет выгодно дополнять обучение в мастерской, очень важно. Но работа с другим педагогом, дополнительное обучение в киношколе или творческом вузе хороши только тогда, когда не распыляют ваши силы.

ПОЧЕМУ В ВАШЕЙ МАСТЕРСКОЙ ТАК МАЛО МЕСТ?

Раньше в мастерской работало 16 учеников. Сейчас, с учетом 4-х экспертов, в мастерской могут работать 24 ученика. Т.е. на 24 (максимум) ученика у на 5 преподавателей. Широко рекламируемые проекты с одним преподавателем и количеством учеников больше 25-ти — хороший бизнес, но для обучения редко кому подходят. Персональный коучинг – чаще решает локальные задачи. Не дает групповой практики в наработке подходов к обсуждению чужих и главное своих работ. Многочасовое групповое обсуждение с участием преподавателя – одна из основ движения и роста.

Принцип больших групп основан на хитром феномене. В каждой большой группе есть те, кому для обучения основам профессии требуется либо минимум участия мастера, либо начальная психологическая поддержка. Они и остаются на поверхности (правда, в большинстве своем, не достигают того уровня, на который способны), остальные тонут. Именно те кто на поверхности показывают «успешность» обучения у того или иного мастера, хотя он, в таком случае, лишь паразитирует на чужом таланте.

ПОЧЕМУ В МАСТЕРСКОЙ СОБРАНЫ УЧЕНИКИ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ РАБОТЫ?

Ученики, обладающие начальным уровнем, могут общаться с опытными учениками, набираясь знаний не только от преподавателя. Это весьма важный элемент образования, т.к. позволяет получить несколько авторских точек зрения на любой драматургический инструмент, на любую проблему, возникшую при работе с текстом, сформировать свой взгляд. Более опытные учащиеся практикуются в разборе ранних ученических работ, что способствует совершенствованию внутреннего диалога. Подобный подход должен способствовать скорейшей выработке базовых навыков драматурга.
На начальном этапе формирования группы, когда набор шел со скоростью 2 человека в месяц, огромную поддержку оказали те, кто учился до создания мастерской. Их опыт и знания сформировали эталон и принципы общения.

ПОЧЕМУ ВСЕ ВАШИ ПРАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ НАХОДЯТСЯ В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ?

Все материалы выложены в жж orhes, тэги: Драматургия, Сценарная мастерская, Энциклопедия — от методических основ обучения, до инструментов и наглядных практик драматурга.

Это сделано больше для преподавателей, которым, возможно, будет полезно взять на вооружение тот или иной подход.

Записи не систематизированы. Мне представляется, что система, где все уложено в схему, теряет часть парадоксов и вероятностных подходов, которые несет в себе любой драматургический инструмент. Именно поэтому все учебники дидактичны и мертвы. Но если писать более серьезное исследование драматургических инструментов, то выйдет монография, где каждый инструмент обладает не только прямым, но и противоположным действием, третьим путем, участвует в синтезе… Именно поэтому те, кто пишут учебники по драматургии редко пишут сценарии или выходит за рамки написанного.

ПОЧЕМУ МАСТЕРСКАЯ ИМЕННАЯ?

Любая авторская работа должна быть подписана. Это, прежде всего, ответственность, которую Мастер несет за своих подопечных. Можно привлечь к работе и других мастеров, но для этого они должны быть хорошими сценаристами и разделять мои взгляды на обучение, владеть основными методическими приемами и подходами, которые лежат в его основе.

СЕЙЧАС ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ЧАСТНЫХ МАСТЕРСКИХ И КИНОШКОЛ. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КОНКУРЕНЦИИ?

Мы привыкли к конкуренции и тем ложным ценностям, которые она порождает. До тех пор пока вы живете внутри идеи конкурентности, вы заняты борьбой с другими, а не с собой. Это отнимает время и силы. Верните их себе, занимайтесь собой, радуйтесь успехам других. Тратить время на конкуренцию не имеет смысла. Она не может предложить ни одной интересной цели.

Важно понимать, что ни в преподавании, ни в сценарном творчестве конкуренции нет.

Нормальная мастерская конкурирует лишь сама с собой. И перед мастером может возникнуть лишь одна задача — поиск соратников. Творчество подразумевает поиск тех, кто близок тебе по духу, с кем легко находить общий язык, с кем важно и нужно делиться. Такие связи весьма важны и для учеников, и для сценаристов, и для мастеров. Ученикам нужна среда, как внутри мастерской, так и в мастерских, где готовят режиссеров, сценаристов, операторов, кинокритиков. Эти связи редки и нарабатываются годами. Когда я консультировал ВГИКовскую режиссерскую мастерскую Алексея Учителя, то на первом курсе прочитал ребятам работы своей ученицы Александры Головиной. А на последнем курсе (спустя четыре года) она написала дипломный сценарий для Таисии Игуменцевой «Дорога на», который получил первый приз в программе студенческих картин «Синефондасьон» на Каннском кинофестивале.

Поиск соратников для своих учеников требует времени и сил, которые оправдываются далеко не всегда. Но именно на это время и силы тратить стоит.

СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО УЗНАЛ О ВАШЕЙ МАСТЕРСКОЙ. ПОЧЕМУ ВЫ НЕ РЕКЛАМИРУЕТЕ ЕЕ?

Нет необходимости тратить время и силы на агрессивную рекламную кампанию. Мы тратим время на учеников и  работу. Популярность мастерской должна базироваться на работах учеников, а не на громких рекламных заявлениях.

 

 

СУЩЕСТВУЕТ МНЕНИЕ, ЧТО НАЧИНАЯ ПРЕПОДАВАТЬ, МАСТЕР ПЕРЕСТАЕТ ПИСАТЬ. ТАК ЛИ ЭТО?

Если мастер перестал писать, то не из-за преподавания. Скорее всего дело в утрате мотива к письму, к собственным изменениям. Очень сложно передать интерес к работе, который утрачен. В таком случае существует опасность подмены мотивов при обучении. Обретение художественного взгляда, авторской самостоятельности должны  вытеснять такие категории как успех, продажа своей работы, лидерство в профессии. Последние не имеют ничего общего с ценностью сценарного мастерства.

Пишущий Мастер важен для учеников. Они наблюдают его «кухню», разбирают его работы. Вместе с ним пытаются прыгнуть выше головы.

Мои работы можно посмотреть на сайте http://works.gonorovsky.ru/сценарии/

 

Я НАПИСАЛ СЦЕНАРИЙ (СНЯЛ ФИЛЬМ). ЧТО МНЕ С НИМ ДЕЛАТЬ?

Наверное, надо писать следующий сценарий или снимать следующий фильм. Пытаться продать то, что сделано, наверное, стоит. Но не следует зацикливаться на этом, если вы действительно хотите научиться писать. Лучше двигаться от работы к работе.

Новичку следует меньше думать о первенстве, конкурсах, цветах, о том, как засветиться в кино. Это может сильно повредить и не только во время обучения.

Я РЕЖИССЕР. МНЕ НУЖЕН СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО (ПОЛНОМЕТРАЖНОГО) ФИЛЬМА. МОЖНО ЛИ ПОЧИТАТЬ РАБОТЫ ВАШИХ УЧЕНИКОВ?

Для знакомства с режиссерами в мастерской существует единая для всех процедура. Режиссер приглашается на занятие и представляет свою работу. Как правило фильм. Реже — сценарий. Его работа наравне с работами учеников, участвует в обсуждении. Режиссер обсуждает и те сценарии или рассказы, которые были представлены учениками. Профессиональное общение позволяет проявить:
— творческие предпочтения гостя;
— профессиональные навыки;
— отношение к конструктивной и неконструктивной критике;
— умение формулировать подходы к решению тех или иных задач;
— быструю креативную реакцию.
Данная процедура помогает режиссеру выявить единомышленников среди учеников мастерской, дает возможность мастеру познакомить гостя с тем или иным выпускником, предложить конкретный сценарий и обсудить с режиссером те профессиональные недостатки, которые он возможно проявил во время обсуждения, а так же услышать и критику в адрес мастерской и мастеров. Необходимо понимать, что данная процедура не только поиск пар режиссер-сценарист (процесс очень важный с чрезвычайно низким КПД), но и взаимный учебный процесс, из которого могут извлечь пользу все участники. Для подобного процесса требуется должная профессиональная подготовка и взаимное терпение.
К сожалению, даже вузовская подготовка сегодня, не является гарантией качественного профессионального образования. Если работа гостя неудачна, а подходы расплывчаты, мы все равно попытаемся помочь и обсудим работу как всякую другую. Но гостю, прежде чем решиться на посещение мастерской, следует предположить, что он может открыть в себе и в своей работе профессиональные лакуны, а это весьма стрессовая ситуация, которую не всегда может сгладить даже самое бережное обсуждение.