Одна из сложнейших целей обучения — создание авторского взгляда сценариста. Как правило, он включает в себя потенцию автора как к предварительному, так и к финальному осмыслению сюжета — «о чем произведение«. Речь не о пересказе сюжета, а о смыслах, которые он в себе несет.
Воспитание авторского взгляда требует длительных и постоянных усилий мастера и сценариста, которые выходят далеко за рамки обучающего процесса.
Работы в разных форматах влияют на скорость обучения по-разному. Наиболее эффективны, на мой взгляд, полные метры. Самым неподатливым для овладевания авторским навыком является сериал.
Полный метр хорош прежде всего своими форматными возможностями. Он может быть построен на довольно локальной истории рассказа или содержать в себе все признаки романной структуры, что позволяет в более короткий срок разобраться ученику в практике создания смыслов произведения, в выработке авторского взгляда. Путь к полнометражной работе лежит через рассказы и киноновеллы.
Повторяемость определенных форматов, разнообразие и число подходов весьма важныи на стадии обучения, и на протяжении всей творческой карьеры. Только полным метром здесь, конечно, не обойтись. Желательно иметь в своем багаже разные жанры, прозу, привносить в каждую тему, в каждое задание и профессиональное умение, и свежесть непонимания. Но полный метр и любые подходы, связанные с подобным объемом, наверное, можно считать основным материалом для достижения максимально эффективного учебного процесса.
Потребности телеиндустрии диктуют свои правила, которые осложняют путь автора к самому себе, а часто просто заводят его в тупик. Здесь конечно же основным произведением является сериал – сложное поэтапное производство, несущее с собой массу промежуточных этапов и документации. Многоступенчатое утверждение, допускающее больший процент некомпетентных участников, создание синопсиса и работа над приблизительной конструкцией – все это затягивает процесс (а автору надо торопиться многое узнать и осуществить). Часто дальше пилота и приблизительного синопсиса дело не идет. Это значит, что автор в лучшем случае может набросать лишь стартовую систему образов, без возможности развить ее в дальнейшем. При этом на стадии обучения в нашей мастерской все заканчивается максимум двумя сериями (при обучении приходится учитывать потребности отрасли), поскольку ученику во время весьма интенсивного обучения следует попробовать многое, постараться выработать стартовые авторские предпочтения и профессиональные навыки.
Обучение проходит быстро. Выпускник набирает необходимый ему инструментарий, получает некоторые принципы, на которых следует строить свою дальнейшую судьбу. Но телеотрасль вгоняет ученика в жесткие «пилотно-синопсисные» рамки. В лучшем случае у сценариста есть возможность подумать над стартовой образной системой (имеется ввиду конечно же сериалы, способные нести в себе смыслы), но печальный опыт говорит о том, что в большинстве случаев, даже если работа пошла, авторы вынуждены следовать весьма условной сюжетной схеме просто пытаясь удержать интерес зрителя. Смысловое наполнение сюжета сериала гораздо сложнее, чем высказывание или вИдение в полнометражном сценарии. В полном метре, как правило, присутствует четкая лаконичность высказывания. В сериале такой подход тоже возможен. Возникновение игры локальных смыслов и путешествие героев по ним, очень интересная вещь. Но если высказывание в сериале единственное, то оно с большей степенью вероятности приведет к серьезному нивелированию истории. Лаконичное высказывание требует, как правило, лаконичного пространства. В сериале же возможны еще и изменения смысловых систем. Когда, например, последующее высказывание опровергает предыдущее. Смыслы в сериале гораздо более подвижны и свободны, их свобода в сериалах практически не раскрыта, этому интересно учиться, это интересно воплощать, но обучения в мастерской для таких навыков весьма вероятно может не хватить. Вступая на сериальную тропу, надо обладать построением навыка локального высказывания – иными словами необходимо иметь хотя бы зачатки авторского взгляда, к которым мастерская может указать путь, а индустрия со своими усредненными критериями постарается поставить на нем крест. Наработка собственных подходов к осмыслению текста процесс настолько индивидуальный, что в растерянности от него можно пребывать всю жизнь. По крайней мере мой несовершенный опыт подсказывает, что важны лишь постоянные попытки эту растерянность преодолеть. Как только растерянность заканчивается — заканчивается и путь.