Какие предложения по обучению сценарному мастерству следует считать спорными

Онлайн лекционные курсы. Даже самые продвинутые авторы иногда грешат подобными бизнес-подходами. Но попытка что-то объяснить не видя перед собой конкретного ученика, не зная его потребностей и возможностей,  как правило, обречена на провал.   Такие курсы интересны только самим лекторам и устроителям.

Любые курсы, основанные на пошаговых алгоритмах, обещающих непременный успех. Это наиболее распространенный метод получения прибыли на пустом месте. Старт подобным попыткам во времена великой депрессии дала книга Наполеона Хилла «Как стать богатым за 52 урока».  Надо заметить, что генетика этой книги лежит в основе многих и не только сценарных курсов.

Малая продолжительность обучения. Спринт-курсы, семинары, мастер-классы малоэффективны. Любое обучение — длительный, поступательный, не терпящий перерывов индивидуальный процесс. Его нельзя набрать из модулей, которые предлагает рынок. Два три месяца — сериал. Два-три месяца — полный метр. Попытка решения локальной задачи в короткий срок приводит к формальному ее выполнению, не способствует росту ученика, переключает его интересы с поступательного развития на весьма условный результат. Подобные курсы выгодны лишь устроителям. К сожалению, сейчас это весьма ущербная и неприглядная основа сценарного образования как бизнеса. Вам предлагают продукт, качество которого вы не можете оценить. Если вы хотите быть сценаристом, то для начала надо понять кто это такой.

Форматное обучение. Когда обучают, например, только написанию сериала, детектива, комедии или предлагают пройти обучение с возможным трудоустройством на студию, где существуют форматные ограничения. Подобное обучение может стать серьезной преградой на пути дальнейшего роста автора.

Если берут всех. Оплатил — и уже студент. Шанс можно дать даже тем, кто не написал ни строчки. Но тогда, хотя бы, нужно видеть в человеке огромное желание работать, разобраться, как он реагирует на критику, объяснить ему грядущие трудности и хотя бы приблизительно выяснить его готовность им противостоять.

Если можно поступить с нулевой подготовкой на любой уровень. Обучение может состоять из этапов. Каждый должен начинать с этапа, соответствующего своей подготовке. Но потом обучение должно быть постоянным и поступательным, зависеть от возможностей ученика.

Если преподаватель общается с учеником лишь письменно и не готов уделить для консультирования столько времени, сколько необходимо ученику. Время личного общения (zoom, скайп, очные встречи) должно зависеть от потребности ученика. Оно может быть минимальным, а может доходить до трех-пяти часов в неделю.

В группе не ведется коллективных обсуждений. Даже если речь идет об он-лайн преподавании, необходимо раз в неделю устраивать коллективные обсуждения для выработки внутреннего диалога.  Коллективный разбор, с практической точки зрения, один из самых действенных и живых инструментов. Это не умение говорить, а умение оперативно мыслить, на практике отрабатывать теоретические знания, задавать и себе правильные вопросы во время написания собственной работы.

Когда излишний упор делается на теорию. Книги по теории пишут многие. Как правило, это мало интересные компиляции. Да и теория драматургии – это всего лишь необязательное «введение в специальность». В любом техническом ВУЗе подобный предмет более уместен.

Насколько преподаватель хороший практик, насколько интересно при обучении он сочетает практику и теорию, можно понять лишь косвенно:

1.Когда теория следует за практикой, требуется время, на обучение практическим навыкам. Их нельзя привить, просто рассказав об инструментарии и дав упражнение. И даже коучинг (а для полноценного образования – это всего лишь один из инструментов) не дает результатов. Ученик должен получать те инструменты, которые ему необходимы в данный момент при работе над конкретным произведением, нарабатывать навыки обсуждения в группе. Преподавателю необходимо время, чтобы показать и доказать их действенность, помочь ученику в их использовании. Если вы выбрали себе преподавателя, обязательно ознакомьтесь с его занятостью. Если у него слишком много дел, то вероятность вашего качественного обучения весьма мала.

2. Оптимизм преподавателя. Тяготеющий к шоу лишенный рефлексий преподаватель-зазывала, преподаватель-продавец, который часто говорит о будущих заработках, хвалит сам себя, вызывая удивление коллег. Преподавание сценарного мастерства вещь весьма пессимистичная. Профессия эта полна комплексов и теребит больную совесть. Не ко всем можно найти подход. Не каждый имеет способности и настоящее желание работать. Даже после длительного собеседования можно ошибиться. Нет никаких гарантий.

3. Форматы, в которых преподаватель работал. Если автор приглашает на курсы по написанию полного метра за несколько месяцев, а сам не написал ни одного за всю жизнь, то есть повод задуматься. Если автор работал в полнометражном кино, и вдруг предлагает обучение сериальному мастерству, то у  будущих учеников должны появиться вопросы. Профессия сериального драматурга и полнометражного отличаются друг от друга и подходами и способом мышления. Те, кто три года проработал на сериалах, переходят на полнометражные сценарии, как правило, очень трудно. Меняется не только мышление, но и письмо. Не у всех получается сочетать умения сериального автора и автора полного метра. Приходится придумывать лекарство «лечения» подобных состояний.

5. Тексты преподавателя. Насколько преподаватель справляется со своей работой, насколько удачно сочетает теорию и практику, говорят его тексты. Грамоты и призы не играют роли. Желательно прочитать последние работы преподавателя и сравнить их с первыми, чтобы понять динамику изменений. Тексты автора, их стилистическое разнообразие и подходы говорят о том, насколько он сможет почувствовать ваш текст и предложить важные именно для вас пути развития. Это только кажется, что американская запись – стандартизированное письмо. Она несет в себе личность автора ничуть не меньше, чем проза.

Попав к подобному «мастерам» вы с большей вероятностью потеряете не только время, но и путь, о котором мечтали. Наша мастерская серьезном проигрывает таким курсам — часто мы не можем исправить то, что во время столь недобросовестного обучения стало для ученика привычкой. Переучиваться гораздо сложнее! Экспресс курсы плодят «сценаристов» с великой скоростью.  В потоке новообученных подобным образом даже среднего сценариста найти трудно.