Три принципа преподавания сценарного мастерства

1. Программа Максимум – обучение оригинально мыслящего художника.

Нельзя научить быть художником, нельзя стать художником навсегда. Это звание приходится зарабатывать и сомневаться в нем всю жизнь. Но обучение обязано создать предпосылки к художественному взгляду ученика.
Программа Максимум, как и, не менее важная, Программа Минимум (обучение профессиональным навыкам) не всегда достижимы. Но именно Программа Максимум диктует подходы в преподавании. Нельзя просто спрятаться за обучение мастерству, мотивируя это тем, что мы даем основу, а потом вы сами разберетесь, что вам нужно. Это значительно упрощает преподавание, но усложняет достижение учеником целей своего развития, лишает его полноценного выбора. А между тем, во время поступления, почти все хотят достичь максимальной реализации. Вполне понятное и очень важное для роста желание. При этом любое противопоставление артхауса и жанрового кино надуманно. Поскольку нет направления, которое не требовало бы высокой профессиональной подготовки.

2. Ученик ведет Мастера, а не Мастер ученика.

Никому не нужен еще один клон Мастера. Мастер — ведомый. Он лишь подсказывает возможные направления движения, объясняет суть тех или иных драматургических инструментов, вырабатывает в ученике практические навыки. Самостоятельность ученика поощряется и развивается благодаря подстраиваемой под него методике обучения.

3. «Трудные» ученики требуют дополнительных усилий Мастера.

По приблизительным оценкам в мастерских ВГИКа примерно 80% из числа тех, кто, защитив дипломный сценарий , в лучшем случае работают на производстве слабой TV-продукции (данные круглого стола — осень 2011 год). И это при достаточно серьезном начальном отборе. 20% «успешных» развиваются при меньшем участии Мастера, поскольку это практически стабильный показатель, мало зависящий от качеств мастерской (Речь конечно же только о ВГИКе и ВКСР. На массовых спринт-курсах процент «счастливчиков» существенно ниже). 20% — легкая слава мастерской (что считать славой, лучше говорить отдельно), но, на самом деле, не главная заслуга Мастера. Она, прежде всего, в тех, кто, благодаря целенаправленным усилиям педагога, не попал в число неудачников.