Индивидуальный подход в обучении

Любая школа, любые курсы (даже on-line), так или иначе, этот подход анонсирует. Вопрос лишь в том, как он осуществляется. Персональное общение преподавателя и ученика по скайпу или очно еще не индивидуальный подход.

Как правило, процесс обучения в киношколах и мастерских ведется по двум схемам:

А. Два параллельных потока: Лекционный и Практический;

Б. Лекция с заданием в конце плюс консультации;

Первый путь требует большого времени обучения и больших средств. По такому принципу построено обучение во ВГИКе, ВКСР, платных школах. Для того, чтобы повысить рентабельность платных школ, приходится набирать большое количество учеников. Чем больше учеников, тем меньше возможностей у Мастера поработать с каждым в отдельности. Тем больше предметов, заданий, которые не учитывают возможности и состояние ученика в каждый конкретный момент обучения. Часто в таком случае ученик платит за то, что ему в данный момент не нужно, что он не может применить на практике, или за то, что ему вовсе не интересно. Время и ресурсы его расходуются впустую.

Второй путь лекция-задание грешит прежде всего усредненностью подачи материала. Примат лекции так же не учитывает ни предварительной подготовки, ни интересов конкретного ученика в данный момент.

Любая лекция результативна только тогда, когда отвечает на уже имеющиеся вопросы конкретного ученика. А возникнуть они могут лишь при постоянной практической работе.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАШЕЙ СЦЕНАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ МОЖНО НАЗВАТЬ ГИБРИДНЫМ: ЭФФЕКТИВНЫЕ ONLINE ПОДХОДЫ ПЛЮС ЛИЧНОЕ И ГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
ОБУЧЕНИЕ СТРОИТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:

  • Основа обучения – практика. Теория – поддержка конкретной практической деятельности ученика;
  • Не Мастер ведет Ученика, а Ученик – Мастера. Следует помнить, что свободное развитие ученика – основная задача обучения. Очень важно не навязывать своих решений. Ими можно делиться. Особенно на первых этапах обучения следует предлагать ученику варианты развития сюжета и поощрять обоснованную полемику с этими вариантами;
  • Группа не более 16-ти человек. Преподаватель должен уделить каждому ученику столько времени, сколько необходимо для его роста. Это отвергает взгляд на преподавание сценарного мастерства, как на успешный прибыльный бизнес, который основан на поточном методе с усредненной для всех методикой обучения. Сценарное мастерство — штучное производство;
  • Каждый ученик получает индивидуальное задание, которое стремится раскрыть имеющиеся у него в настоящий момент навыки и приобрести новые;
  • Существует два полюса в подходе к выработке задания: 1. Купирование тем, сюжетов, жанров, ходов, которые у ученика получаются плохо. 2. Акцент на том, что не получается, если без этого невозможно двигаться дальше (наиболее трудоемкий и болезненный процесс);
  • Очные групповые занятия. Наиболее эффективный путь обучения. Выявление и развитие предпочтений ученика, умение оригинально мыслить, происходит и в момент групповых обсуждений работ на очных занятиях.
  • Развитие внутреннего диалога — одна из основных целей коллективного обсуждения. Во время обсуждения Мастер анализирует выступление каждого ученика, задает наводящие вопросы, определяет те «слабые места», над которыми следует работать.
  • Мастерская состоит из учеников разного уровня подготовки (от новичков с минимальными знаниями, до тех, кто уже написал полный метр). Обладающие меньшим опытом могут общаться с опытными учащимися, набираясь знаний не только от преподавателя. Более опытные учащиеся практикуются в разборе ранних ученических работ, что способствует совершенствованию внутреннего диалога. Подобный подход, на мой взгляд, должен способствовать скорейшей выработке базовых навыков драматурга.
  • Даже время обучения варьируется в каждом конкретном случае. Все зависит от подготовки и продвижения ученика. А скорость продвижения у каждого своя.